Фатеж, улица Урицкого, 47 - единственный дом-музей Георгия Свиридова на этой земле. Малая Родина оказалась более бережна к его памяти, чем столица, где композитор, «хоровой гений» продолжил и развивал великие традиции русской музыки. Он родился здесь, в узкой комнатушке - служебном жилье, выданном отцу-почтовому служащему. Мать, учитель музыки, пыталась с раннего детства заниматься с Юрочкой. Но зачем мальчишке вокализы, когда рядом - дворовые друзья и крутой берег Усожи?
Елена Сергеева, заведующая мемориальным музеем композитора Г.В. Свиридова: «Инструмента в доме ведь не было! И все занятия мать проводила на уровне восприятия: главным музыкальным "инструментом" был ее голос. Поэтому, наверное, и сбегал, уделяя внимания больше играм, забавам и развлечениям».
Слова «революция» он тогда не понимал, но она круто изменила его жизнь. Юре не было и четырех, когда убили отца. Зарубили шашкой то ли белые, то ли красные... Страшный 19-тый год он запомнит на всю жизнь. Служебную квартиру пришлось освободить. Мать теряет голос. Ужас. Голод. Он обратится этим временам в «Поэме памяти Сергея Есенина», по сути, вернув поэта-самоубийцу в официальную культуру.
Елена Сергеева, заведующая мемориальным музеем композитора Г.В. Свиридова: «Там есть, по-моему, 7 фрагмент, который так и называется «1919». И сам Свиридов в дневниках написал: «Многие думают, это боль Есенина, связанная с его жизнью. Нет, восе нет. Это мои переживания...»
Дальнейшую судьбу Юры Свиридова определил этот рояль. Вдове с двумя детьми, учительнице музыки советская власть предложила помощь: корову или рояль на выбор. Елизавета Ивановна выбрала рояль и, забрав детей, уехала к родным в деревню. Черный «Беккер» казался инопланетным объектом. Когда Юрка учился играть, местная детвора прилипала к окнам. Первое свое произведение он написал в 6 лет. Марш, который почему-то назвал "Австрийским" - может, помнил рассказы отца о Первой мировой. Тогда мать сказала: он будет не исполнителем - композитором. Так и получилось. В Фатеж великий русский композитор Георгий Свиридов приезжал, когда ему исполнилось 50-т.
Елена Сергеева, заведующая мемориальным музеем композитора Г.В. Свиридова: «Ведерников говорил: удивительно, память у Свиридова была феноменальной, и не только литературной, музыкальной, но еще и человеческой. Гуляя по городу, он мне показывал, где была живодерня, где он рыбу ловил, где с ребятами помогал взрослым мужикам пасти лошадей, или наблюдал сенокос».
Вот фотография, сделанная на въезде в Фатеж. Здесь навсегда остался его «потерянный рай», детство... Дом-музей делит площадь со школой искусств. Из этих окон продолжают звучать детские голоса и... музыка.