Сергей Маркедонов тридцать лет занимается изучением конфликтов на постсоветском пространстве. Для Курска происходящее на Украине, отметил спикер, - не научная проблема, а прикладная. Наш регион ближе к городам, где проходят боевые действия, чем к Москве. Нынешний конфликт исследователь видит в трех измерениях. Внутриполитическом, связанном с расколом украинского общества после событий Евромайдана. Межгосударственном, когда Украина не выстроила адекватной внешнеполитической стратегии лавирования между Россией и западом и решила выбрать одну сторону в ущерб другой. И международном, когда НАТО игнорировал требования России по соблюдению баланса в глобальной системе безопасности. Понимание этих причинно-следственных связей позволяет понять полную картину событий. Слушателями лекции стали не только студенты-гуманитарии, но и медики. По их словам, такие знания важны. Многие сегодня воспринимают конфликт эмоционально, не рассматривая проблему в комплексе.
Мария Дубинина студентка КГМУ:
«Для студентов-медиков это не впервой. Мы столкнулись с тяжелой ситуацией во время коронавируса. Мы не были к этому готовы, но мы знаем, как нужно действовать в критических ситуациях. Врачи вообще должны знать все, не только медицину. Приходит пациент. Нужно с ним еще и поговорить. Не только полечить его».
Сергей Маркедонов, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО:
«Есть проблема, и это, может быть, извините. моя претензия к некоторым журналистам: много эмоций, много даже есть истерики, а вот складывание пазла не происходит. Отсюда у людей возникает ощущение шока, ощущение уникальности. Новая ситуация не связывается с теми событиями, которые происходили год назад, а может быть пять или десять, а это нужно делать. Когда мне коллеги говорят про плохой режим, который эволюционировал в сторону авторитарного и поэтому делает то, что делает сегодня. Ну хорошо, а в 1999 году в марте? 24 марта 99-го года. Это между прочим первый кризис в отношениях России и НАТО после распада СССР и Ялтинско-Постдамской системы. Путина вообще никто не знал. Ну он был известен в узких кругах. Да это человек, который не был даже еще премьер-министром. Глава ФСБ. Много ли у нас знают по фамилии директоров ФСБ? Не очень много. Или чиновников администрации. А кризис был. Отмотаем еще раньше плёночку. 94-й год. Будапештский саммит ОБСЕ. «Первый президент Ельцин, - режим не авторитарный, его любят на западе», - говорит о том, что холодная война сменилась холодным миром. Расширение НАТО создает опасность. Не услышали. Еще первый президент говорил об этой опасности».