О первых пробах пера - в создании полиэтнического государства - рассказал нам накануне воронежский реконструктор Дмитрий Шипилов:
«Смогли научиться вот каким-то образом взаимодействовать».
И северяне являлись одним из этносов будущей Великой Руси. А пока - в 8-9 веках - они соседи и данники могущественного Хазарского каганата.
«Как бы, мы представляем себе средневековье как время такое варварское, когда кто-то должен был кого-то убить, полностью подчинить, поработить, изменить всю культуру, переделать - и всё! Нет, этого не произошло. Каждый остался при своем, но получил что-то новое», – рассказывает Дмитрий Шипилов, реконструктор, автор проекта «Люди с Дона»
Но драться все-таки приходилось. С многочисленными кочевниками, порой с варягами, да и для собственного гегемона могли составлять угрозу. Если хазары слишком зарывались. В конце прошлого года музейный северянин получил свой главный предмет вооружения - палаш. Дорогая реконструкция, вызвавшая много споров, опровергнувшая некоторые выводы столпов науки. Оригинал - на стенде - палаш из Гочево. Долго подозревали, что здесь в Беловском районе был город Римов "заложён", теперь установлено - Мужич. Не менее солидное средневековое имя. Но вернемся к палашу. Точно такие же находят восточнее - в Воронежской области.
– Во время исследования памятников салтовских.
– Салтовских - то есть, хазарских.
– Хазарских. Мы находим мечи - их немного, преимущественно...
– Каролинги - чистая Европа!
– Совершенно верно! - тип каролингского меча тоже использовали для этой территории. Это, вот, из предметов такого тяжелого вооружения.
Меч носящий имя Карла Великого, хазарский палаш... Парни, да что у вас свое-то? Может шлемы?
– Это шлем, который был найден в Черной могиле, и точно такая же вот накладка - боковая - узорчатая бронзовая накладочка была обнаружена в гочевском поселении.
Такой тип называется "шлем из Черной могилы", что под Черниговом. А в моде был в Польше, Венгрии да в той же Скандинавии.
Перейдем к лошадиному вопросу.
«Да, преимущественно воевали в пешем строю, но это не значит, что у них не было конницы и не было всадников»
Смотрим на упряжь коня северян. И не видим северян.
«Абсолютно кочевническая конская упряжь. То есть, всё нормально! – есть хорошие вещи, есть с кого взять пример, и это используется», – говорит Геннадий Стародубцев, директор музея археологии.
С миру по нитке - кража технологий, захват трофеев, покупка вооружения. Ни одного аутентичного предмета, но в сумме - вполне типичный набор воина северян.
На выходе получаем этот комплекс, который называется "роменская археологическая культура" или "летописные северяне".
Маленькая оговорка: сопоставления с североамериканскими индейцами, уже неоднократно нами примененные, это большая натяжка на глобус.
Гуроны с ирокезами и прочие апачи даже в 19-м веке жили первобытно-общинным строем, родо-племенным укладом.
Охотники и собиратели. А славяне на тысячу лет раньше стояли на пороге создания государственности. Племенные вожди - уже почти князья.
У парня с палашом пояс с накладками в виде сердечек - такие кто только не носил, вплоть до мордовских финно-угров.
«В данном случае пояс, практически весь унизанный накладками, их много, он действительно знатен и богат, может себе позволить такую роскошную вещь», – Александр Зорин, главный хранитель фондов музея археологии
– Кто только ни любил в школе поля украшать красивыми штучками, особенно девушки, ну к девушкам мы еще перейдем... Но, вот, фибула - супербулавка, говоря по-современному!
– Фибула да, но она, кстати, как раз не местная - она привозная. Хотя и найдена на земле северян, она, скажем так - игра слов, она северная. Привезена с севера.
– Севернее северян.
– Да. На юг, на юг к северянам.
На юг, к северянам, к девушкам - пообещали же вернуться - и сделаем. В ближайших выпусках. И именно девушки нам помогут найти предметы местные. Аутентичные. Тутошные! Продолжение следует.