Ну как приготовить омлет, если яйца, сковороду или плиту никогда не видел, а только представлял в своей голове? Тифлопедагог Марта Любимова на своих мастер-классах помогает незрячим стать самостоятельными и научиться готовить. Еду на ощупь попробовала и наш корреспондент Виктория Воронько.
Главное правило на кухне - порядок и строгая последовательность действий, объясняет своим ученикам Марта Любимова. Готовим омлет. Тарелка с яйцами - справа, для скорлупы - слева, разбиваем - по центру. Дальше солим, щепотка большая, на три пальца, отмечает тифлопедагог. Затем добавляем полстакана молока. Но как определить нужный объем слепому человеку? Для этого тоже своя инструкция.
- Опускаем две фаланги. То есть фаланга с ногтем и следующая. Палец вот в такое положение. Теперь второй рукой берем бутылку. Опускаем ниже уровня стола. Соотносим горлышко, большим пальцем контролируешь горлышко со стаканчиком. Как только пальчика коснулось, горлышко сразу поднимаем вверх.
Получается не у всех и не сразу. До встречи с Мартой Степан Демин не умел готовить. В семье он один незрячий. Приспособить под себя кухню было трудно. Но всего за 20 часов кулинарного курса Степан освоил сразу несколько рецептов.
Степан Демин: «Я начинал учиться с горячего бутерброда, легкие салатики. Сложновато было с рулетом, роллами. А потом в итоге ощущаешь, что ничего сложного нет, когда все это делаешь».
У Регины Филатовой кулинарный опыт уже есть. Осваивала поварское дело самостоятельно, когда поступила в колледж и пришлось жить в общежитии.
Регина Филатова: «Все было опытным путем. Было и сырое, было и переваренное. Были сложности с переворачиванием, допустим, при жарке. Были сложности, когда приходилось что-то отмерять, когда нужна была точная дозировка в рецепте».
Виктория Воронько, корреспондент: «Научиться готовить может абсолютно каждый. Убедиться в этом и сделать что-то с закрытыми глазами попробую и я».
Пробую нарезать хлеб. Никаких резких движений, отмечает Марта. Сначала каждое действие делаем вместе с педагогом, рука на руке. Теперь можно и самой.
- Кладем палец. Определяем толщину, правильно? Берем нож. Лезвие к доске, поворачиваем. Теперь определить срез надо. Поднимаем. Пальцы убираем. Пробуем резать. И до доски. Так, мне кажется, я справилась, да?
Чтобы понять, как помочь стать самостоятельными людям, которые окружающий мир знают только на ощупь, нужно оказаться в таких же условиях, уверена Марта. Поэтому обучение инструктор проходила вслепую.
Марта Любимова, тифлопедагог: «Мое глубокое убеждение. Если ты учишь кого-то рубить дрова, ты должен сам уметь это делать. Целый год мы работали сами тоже в повязках и менялись: один инструктор, второй выполнял роль человека с нарушением зрения. И мы передвигались по городу сами, в слепую изучали маршруты, переходили перекрестки. И точно также изучали кулинарию. Потом у меня свой муж с нарушением зрения, он незрячий. Что-то мы адаптируем вместе».
Безопасность, эффективность, эстетичность. Это главные правила, которым пользуется Марта при разработке алгоритмов для людей с нарушением зрения.
Марта Любимова, тифлопедагог: «Если у человека есть остаточное зрение, он пытается подсмотреть взглядом. Тут какие опасные ситуации. Человек, например, нарезает, он очень низко наклоняется над ножом. Может получить травму».
Резать продукты, есть вилкой, пользоваться плитой. Зачастую от этих действий незрячих ограждают их же близкие. Поэтому юным ученикам на занятия Марта рекомендует приходить с родителями.
Марта Любимова, тифлопедагог: «Например, измерить уровень воды в кастрюле. Вы ему покажете, например, как пальцем, пользоваться смесителем. Или он у вас может натереть на терке морковь уже почищенную. Это уже здорово. И так, обучая маленьким отдельным действиям, однажды вы как пирамидку сможете собрать действия в один достаточно большой серьезный навык».
Практические занятия для незрячих людей проводятся по программе «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Курсы Марты Любимовой прошли уже в пяти городах. Помимо кулинарии, она учит незрячих самостоятельно передвигаться по городу и готовит специалистов по ориентированию. Пока в стране таких не много. Но уже сейчас они могут помочь самореализоваться каждому, кто вынужден жить вслепую.