Жительница Курской области пишет уникальную книгу о судьбе ребенка военных лет

Жительница Курской области пишет уникальную книгу о судьбе ребенка военных лет
Уникальная рукописная книга о судьбе ребенка военных лет. Льговский пенсионер Лидия Баскова 20 лет пишет о детстве, уничтоженном бомбежками. Это попытка показать события 41-45 годов глазами пятилетней девочки и освободиться от страшных воспоминаний.

- Еще ничего не подсохло! А подсохнет, вскопает все сын – и что нужно «по мелочи», все посадим…

Как для всех сирот, Лидии Басковой важно иметь «свое»: символический огородик под окнами, чуть-чуть клубнички… В поселке Селекционный тихая и размеренная жизнь, но Лидии Дмитриевне часто неуютно в тишине: мучат воспоминания. Это книга о сиротстве, - начинает разговор автор, - хотя у нас была полная семья: мама, папа, сестра, я, две бабушки... 22 июня 41-го мама-студентка поехала на сессию в Киев.

Лидия Баскова, автор книги «Войной израненные души»: «Всех студентов заставили окопы копать. И фашисты когда прорвали воздушную линию обороны, понеслись на Киев, бомбы посыпались, бомба упала, где было наибольшее скопление людей, копавших окопы. И вот там мама тоже погибла. Об этом рассказала нашей бабушке, когда вернулась домой, подруга нашей мамы. Она тоже копала. Побежала, воронку эту увидела, там кишели и шевелились еще обрубки тел, с землей смешанные. И кровью все смешанное…»

Работа продолжается 20 лет. 700 страниц рукописной книги – попытка рассказать о детстве, уничтоженном войной, и освободиться от страшного опыта жизни: пятилетняя девочка стала беженкой и нищенкой, сама пережила бомбежки, крайние лишения. Отец работал в интендантских службах. Сестер с бабушками эвакуировали летом 42-го. На незнакомой станции девочки и слепая двоюродная бабушка пошли за водой. Родная осталась в вагоне – и погибла. Так еще одна бомбежка окончательно перевернула жизнь Лидочки.

- Осколки от этого состава просто до нас не долетели. Чуть-чуть - и мы бы погибли. Я всегда говорю: лучше бы мы тогда погибли, чем вся эта жизнь после… Это ж все горело! Крыши упали с вагонов - горят. И люди, как факелы тоже. Они выпадали вместе с осколками этими горящими. Они – чурки, факелы – все горит, человек живой, понимаете?! На колени сумел подняться, а больше не мог – сгорел полностью… Это я хорошо сама видела.

Плачущих, вместе со слепой бабушкой их посадили в другой поезд. Так сироты оказались в Алтайском крае. Им дали заброшенную, полуразвалившуюся хату. Из вещей были только те, что на них: легкие платьица. Девочка начали побираться. Так продолжалось до конца войны. Потом был детский дом. С него началась большая любовь к собакам.

- Стоит вместе с домашней собачкой на руках. Они меня согревали иногда. Плачешь когда, убежишь в кусты, они рядом со мной… Так что я очень люблю собачек.

Жизнь наладилась после детского дама. Лидия Дмитриевна уехала в самый теплый город, который только знала: Алма-Ату. Счастливо вышла замуж за военного моряка, родились дети. Но самой теплой осталась в памяти краюха домашнего хлеба, которым угощала бабушка в детстве. Когда в небе летали только птицы и все были живы.

Подпишитесь на Телеграм-канал Вести Курск!
Подпишитесь на канал Вести Курск в Дзен!
Подпишитесь на Вести Курск в Новостях!
Подпишитесь на Вести Курск в Google Новостях!