24 сентября. В большинстве справочников днем рождения Константина Воробьева указана именно эта дата, но, если копнуть, можно встретить и 16 ноября. Ошибка? Нет. Воля писателя. В сентябре ему удалось бежать из концлагеря. Вся жизнь фронтовика похожа на книжный сюжет. Рано вырос, пошел на войну, попал в плен, чудом выжил и стал командиром партизанской группы в Литве. Сложную судьбу и творчество вспоминают на митинге у могилы писателя. Вадим Шеховцов посвятил ему свое стихотворение.
Царила мысль сейчас: а где душа?
Найдем у Константина Воробьева!
Что ж, по-солдатски пусть она сурова,
Зато правдива. Чем и хороша.
Вадим Шеховцов, член Союза писателей России: «Поразила повесть «Крик». Читать было невозможно. Прочтешь страницу-две и находишься в ступоре. Правда о войне, которую высказал Константин Дмитриевич... Такой правды практически ни у кого не было».
Современники описывают писателя-фронтовика выражением «не солгав и не струсив». «Убиты под Москвой» - первая и единственная публикация Воробьева в «Новом мире», и то - с купюрами и правками. Это было в 1963-ем году. Больше Александр Твардовский публиковать мастера «лейтенантской прозы» не решался.
Константин Дмитриевич всеми силами пытался изменить отношение к пленным как к трусам и предателям. Его словами говорит герой неоконченной повести «...и всему роду твоему» Сыромуков.
Сергей Романов, главный научный сотрудник курского литературного музея, кандидат филологических наук: «Который в беседе с неким Яночкиным - который не воевал, но тем не менее, рассказывает о том, что наши пленные - трусы и предатели - Сыромуков говорит, что он бы наградил всех пленных, кто остался в фашистских лагерях».
В день рождения Воробьева в регионе проходят акции и конференции. Из литературного музея транслируют онлайн-лекцию. Мебель здесь из кабинета писателя в Вильнюсе.
Наталья Захарова, заведующая курским литературным музеем: «В том числе и печатная машинка, которая была военным трофеем. Именно на ней было напечатано произведение, которое приобрело всемирную известность – «Это мы, Господи».
В области действуют три музея Воробьева. Издают его книги. В них - курская земля, светлая и тихая, полная «сладковатого запаха чабреца, мяты и солнца».