100 дней тишины. 100 дней на подготовку к самому важному сражению. В тылу развернулась огромная и плодотворная работа. Железная дорога работала и днем и ночью - перевозила людей, боеприпасы, технику, горючее на Северный и Южный фасы Курской дуги.
Наталья Астапова, директор центра историко-культурного наследия Курска:
"Нужно было отселить мирное население с прифронтовой территории, а это около 200 тысяч человек. Это очень и очень много. Нужно было обезопасить людей, потому что бои предстояли очень большие. Кроме этого, нужно было перевести всю промышленность на военные рельсы, у нас уже ремонтировались танки, изготавливались лекарства для военных. Нужно было организовать сдачу крови у доноров".
Фашисты атаковали железнодорожные узлы в первую очередь, обрывая линии снабжения войск Центрального, Воронежского и Юго-Западного фронтов. Снижение пропускной способности вызывало скопление грузов на станциях Юго-Восточной и Московско-Донбасской дорог. Курские железнодорожнии работали под постоянными обстрелами. Одна из самых жесточайших бомбардировок была 11 апреля. Ровно 80 лет назад.
Александр Манжосов, председатель Совета ветеранов железнодорожного округа Курска:
"Прорвалось очень немного самолетов, казалось бы. 10-15 самолетов, но наделали они огромной беды. Три тысячи человек работали на железнодорожном узле в этот день воскресника".
В тот день бомбили город 8 часов. Казалось, что солнце больше не взайдет над Курском. Перерывы между взрывами - не более пяти минут. Немцы сбросили свыше 100 бомб, они разбили рельсы, поезда и технику. Но уже к вечеру железнодорожникам удалось восстановить линию. С особым старанием трудились куряне над сооружением укреплений на подступах к Курску. "Не допустить врага к родному городу" - таким был лозунг, брошенный строителями. Они возводили артиллерийские сооружения, дзоты, земляные валы, превращали городские постройки в опорные пункты, перекрыли улицы баррикадами. На памятные места, где куряне совершали ежедневный подвиг, сегодня прошли школьники, чтобы прикоснутся к истории.