Готовиться к эвакуации ценностей в музее начали заранее. Решение приняли после участившихся атак ВСУ на Белгород.
Елена Алферова, главный хранитель фондов, заместитель директора по научно-фондовой работе областного краеведческого музея:
- В первую очередь мы вывозим в случае опасности возникающей любой предметы из драгметаллов, оружие и предметы федерального значения.
Таких в приграничных районах не много. Но есть вещи, потеря которых будет невосполнима для региона. Ковры, вышивки, книги, фарфор... Пока зрителям доступны лишь единицы из тех предметов, которые удалось спасти. На витринах представлены не только самые красивые, но и самые крупные. "В закромах" их попросту негде хранить: площади музея ограничены. Среди доступных посетителям редкостей - Евангелие 18-го века из Суджанского района.
Часть экспонатов разместили в библиотеке. Ей пользуются научные сотрудники: доверяют книгам больше, чем интернету. Теперь рядом с авторитетными изданиями - ретро-наряды. Курский гофрированный сарафан из шерсти привезли из Беловского района. В регионе остаётся всё меньше бабушек, которые ими дорожат, - рассказывают в музее. Молодежь и вовсе отправляет "ненужные" вещи в костёр.
Здесь же - живописные полотна передвижника Петра Лихина, основателя курской картинной галереи.
Многие предметы нуждаются в реставрации. Список из нескольких тысяч - только в курском музее, до районных филиалов руки специалистов дошли бы не скоро. Мало реставраторов, не хватает денег. Часть картин в следующем году отправят в столицу. Специалисты возьмут их вне очереди. Музей ищет спонсоров.
Виктория Шурыгина:
- Петр Первый из коллекции князей Барятинских. Сейчас полотно готовится к повторной реставрации. В начале двухтысячных местный рыльский художник выполнил неправомерную реставрацию портрета. Предстоит исправить непрофессиональную работу в мастерских института реставрации в Москве. Из-за чего стоимость работ увеличивается в два раза.
По оценке экспертов она составляет около двух миллионов рублей! И это только один экспонат... На восемь картин потребуется около 10-ти миллионов. И пусть пока без реставрации, все же эти свидетели истории спасены. То, что разграблено ВСУшниками в приграничье, будет веками "висеть в розыске". Музейные предметы списанию не подлежат.