- ой...что пришлось, что пришлось увидеть только.
На их улицу Мира вражеская нога ступила в первые дни оккупации. По ней украинские боевики перебрасывали технику.
Людмила Варичева, эвакуированная жительница Суджи:
- 8 числа весь день шла техника, там такая техника. Я такой не видела. И двухъярусные танки с двумя пушками, и машины, крытые сетками. И маленькие, как самолеты- как пролетит пулей и не увидишь.
Потом видели, как солдаты ВСУ запускали дроны, как боевую технику ставили у домов, как загоняли на территорию храма.
- В церкви стояла пушка. В ограде. Били с пушки, на Гагарина стоял танк у людей. И каждый день выстрелы и выстрелы, ни конца ни краю не было.
Хотелось тишины и выспаться...
- Бьют с одной другой стороны. Гаубица вообще страсть. Как ударит, хата тут и там поднималась. Люстра упала. Они стреляли с 6 вечера через каждые 10 минут. Как спать, можно дураком стать и потеряться.
Не потерялись и не потеряли человечности. Перебежками пробирались к парализованной соседке. Понимали, без специализированного ухода и медикаментов пенсионерка обречена. Но как могли, старались помочь и скрасить ее последние дни.
- дней 12 за ней ухаживали, супчику ей наварили, покормили. голос еще бодрый был.. Посиди Люда со мной. Посижу.
Ушла в одиночестве.
Людмила Варичева, эвакуированная жительница Суджи:
- утром захожу, она лежит готовая. И нам пришлось рыть яму в конце огорода. Как мы ее тащили. Не знаю... в пакет целлофановый. На 40 сантиметров яму.
Через пару дней еще одни похороны. Под окнами дома вырыли могилу для соседки, которой жить да жить, рассуждает Людмила Варичева. Но не выдержало сердце. Из-за проблем со здоровьем не стало соседа... Так, на улице остались вчетвером - пожилая супружеская пара и она с братом.
- Настали холода, у моего брата сохранилась плита. Еще мама говорила, вдруг пригодится, и я перешла к нему.
От голода спасали припасы - картошка, перловка на воде...из болота. Такой бы стол, как сегодня в ПВР, туда - домой. Обедом обязательно поделилась бы с псом Малышом и кошками - своей и тремя прибившимися. 7 месяцев были рядом. Во время эвакуации волонтеры ей обещали: животных не оставят, будут подкармливать.
- Сердце кровью обливается, что делать. Оглянулась на свои побитые дома. Собаку отвязала прости, малыш, не могу взять.
Нужно ехать с братом. Он был ранен незадолго до освобождения Суджи.
- Веранду оторвало. крышу, дыму полный дом. Брат вышел во двор как раз. Выскакиваю, он оойй. Смотрю за живот держится и кровь прям струей течет.
Брата Людмилы Варичевой доставили в больницу. Вытащили три осколка. Потихоньку идет на поправку. Выпишут, встретит объятиями. Они так важны, когда на душе тяжело.