Горюны, однодворцы, саяны, щекуны - эти и другие этнографические группы жили на территории современной Курской области в разное время. Селились в низинах вдоль Сейма, на равнинах, в степях - отсюда и разный образ жизни. Отличался быт, одежда - ее крой, материалы, из которых была изготовлена... Сегодня этнографом известны несколько комплексов курских костюмов. Самые древние - понёвные - в комплект одежды обязательно входила шерстяная юбка в клетку или с цветными пришивными полосками. Были сарафанные комплексы, юбочные. О них говорили на первом мастер-классе.
Екатерина Черноок, Народный мастер России, главный специалист Курского областного Дома народного творчества:
"Носили юбки всегда. Причем некоторые исследователи говорят, что юбка - это приемник понёвы".
Делали юбки из сукна, которое изготавливали из натуральной шерсти овец. В губернии этот промысел развивался всегда. Изделия были однотонные, роспись курянки не использовали, но экспериментировали с оттенками.
Екатерина Черноок, Народный мастер России, главный специалист Курского областного Дома народного творчества:
"Вайду могли взять или кашинель - жучки. У нас это тоже фиксировалось. Привозили, конечно, очень много. В основном красили корой и травянистыми растениями, но, скорее всего, они давали не такой яркий эффект. Все полюбили, когда появились анилиновые красители".
Научиться шить наряды, которые когда-то носили наши предки, на мастер-класс пришла Анна Николаева. Удивительно, но с курской традицией она познакомилась за сотни километров от родных мест - в Москве, где коллективы славят "Тимоню". С тех пор в наушниках играют русские народные песни.
Анна Николаева:
"В этом есть русская мысль, боль, любовь. Это - какой-то трепет перед нашими бабушками, дедушками, которые это все передавали, хранили. Сейчас бы хотелось тоже передавать и хранить".
За несколько занятий участники мастер-класса научатся кроить народную рубаху. Прятать в далекий ящик с приданым ее не стоит. Народное нынче в моде!