-Это охра светлая, азурит, лазурит, малахит - все это полудрагоценные камни, разбитые и растертые в порошок. А потом мы их доводим до состояния краски.
Каждый день в мастерской начинается с приготовления краски. Порошок разбавляют водой и растирают, пока он не перестанет скрипеть. На это уходит более получаса. Вся мастерская сосредоточена на большом заказе - иконы для строящегося Троицкого храма в Курчатове.
-Иконы - это не портреты святых! Святителя Николая или кого-то другого. Это их внутреннее состояние, то есть то Царство Божие, которое в них присутствует, -рассказал заведующий иконописной школой протоиерей Александр.
Работу курирует митрополит Курский и Рыльский Герман. Ему так понравился образ Троицы, созданный для Воскресенской церкви в центре Курска, что он благословил писать в таком же - "ушаковском" - стиле. Симон Ушаков был известным иконописцем 17 века, руководил мастерской царской Оружейной палаты, которую еще называют "Академией художеств того времени". Среди особенностей его письма - отход от канона, стремление к реалистичности, сам Ушаков называл свое письмо "живоподобным".
-Дело в том, что, когда пишешь постоянно в каноне, все знакомо. А здесь... новое что-то. Перестраивается надо, да, -делится Станислав Проскурин.
5 лет назад Станиславу Проскурину доверили воссоздать икону для сирийского монастыря, одной из древнейших православных обителей. Образ святых мучеников Сергия и Вакха уничтожили боевики - иконописцу пришлось работать, сверяясь со случайно уцелевшей нечеткой фотографией. Передача списка стала событием для Сирии, где были поруганы десятки православных храмов, сожжены сотни святынь... К курским иконописцам тогда обратились неслучайно - их работу знают в России и за рубежом. Но в мастерской не только пишут иконы. Говоря светским языком, здесь полный цикл производства: от проекта иконостасов до их изготовления, включая резьбу. За кадром нам рассказывают о последнем этапе - монтаже.
-Белые стены. Ничего нет вообще. Сердце замирает. И мы начинаем выставлять все потихоньку: сначала деревяшки, пакеты. Завернуты иконы. После, когда ты видишь, что ты сделал, руками своими... это нечто... надо пережить просто. До слез иногда.
В новом курчатовском храме иконостас планируют установить в конце октября. Уже готовые иконы пропитывают льняной олифой, под ней пигменты приобретают насыщенность, проявляется прозрачность живописи - как говорят в мастерской, иконы "раскрываются". Здесь скучают по ним, как по детям. И год за годом их число растет...