Ярославль. Дом внучатой племянницы Надежды Плевицкой. Семья Дины Алексеевой помогала создавать первый музей певицы в Курской области в селе Винниково. На родину "курского соловья" передавали фотографии, письма Надежды Васильевны, афиши концертов. Сегодня вместе с супругом Андреем ищут информацию в российских и зарубежных архивах, библиотеках, газетах, ведут блог, в котором делятся уникальными и ранее неопубликованными фактами из жизни певицы. А недавно в фондах Российской государственной библиотеки они отыскали... ноты.
Андрей Алексеев, супруг внучатой племянницы Надежды Плевицкой:
- Я увидел песню, которая называется "Люблю волну. Песня моряка". И там было написано, что она посвящается Надежде Васильевне Плевицкой.
Потомки Плевицкой захотели оживить песню, но - исторической справедливости ради - именно в Курске, на родине певицы.
- Очень хочется передать эти ноты в Курск, чтобы эту песню кто-то исполнил, и нам будет очень приятно.
Татьяна Ларина:
- Редакция ГТРК "Курск" письмо из Ярославля получила, и вот ноты Песни моряка на курской земле - родине Надежды Плевицкой. Последний раз с громадным успехом она исполняла ее почти 115 лет назад! С тех пор многое кануло в Лету: царская Россия сменилась советской, да и мир стал совсем другим, а интерес к ее творчеству и биографии так и не угас. Ее называли "второй Мата Хари". Ее пением восхищались Николай II, Федор Шаляпин и Сергей Есенин, а сегодня - уже наши современники. Песню планируем возродить, задумки у нас уже есть, и помощники тоже нашлись.
Большой зал филармонии. Последние минуты перед историческим моментом. Настройка инструмента, разогрев голоса и... прямо сейчас наши телезрители станут первыми, кто услышит забытую мелодию.
- Я иду на простор в даль морскую
Люблю я свою ладью,
Люблю волну...
Поет заслуженная артистка России Ирина Стародубцева, за роялем - Геннадий Хаит. Легкая, лихая матросская песня... Салонный романс начала двадцатого столетия - это время можно назвать золотым веком русского романса. На сцене блистают Мария Эмская, Вера Панина, Анастасия Вяльцева. Самородок Плевицкая от них отличалась - любила перфомансы. Не исключено, что Песню моряка она исполняла в тельняшке и бескозырке.
Ирина Стародубцева, заслуженная артистка России, солистка Курской государственной филармонии:
- В частности, если взять эту Песню моряка, она попыталась стать этим, наверное, молодым моряком. Судя по интонациям и по теску, это уже не юнга однозначно, но молодой моряк, который уже прошел огонь, воду и медные трубы, скажем, что среднего возраста, но который обожает море.
Татьяна Ларина:
- Надежда Плевицкая могла исполнять эту песню в роскошных в салонах, где собирался высший свет - военные в мундирах, женщины в роскошных платьях. Могла исполнять и в концертных залах страны, крупнейших, а может быть, и на встречах с императорской семьей.
Надежда Васильевна умела удивлять. На концертах могла появиться в образах дивы, дворянки, крестьянской барышни. Зрители эксцентричность Плевицкой обожали - поклонники одаривали "курскую соловушку" роскошными подарками: шубы и меха, бриллиантовые колье, браслеты и перстни. Федор Шаляпин заказал для Дежки портрет, скульптор Сергей Конёнков изваял из мрамора бюст. А время показало, что самые предусмотрительные поклонники дарили ноты! Что известно о дарителе? Композитор - некий Василий Неклюдов. И больше никакой информации. Но! О своем создателе говорят ноты:
Ирина Стародубцева, заслуженная артистка России, солистка Курской государственной филармонии:
- Я думаю, что это - человек не из низшего сословия, получивший хорошее музыкальное образование, человек, который разбирался и в поэзии, и в музыке.
И он однозначно был любителем романсов, возможно, оранжировщиком концертов Надежды Васильевны или же исполнителем фортепианной партии... Они, очевидно, сотрудничали не раз. Подсказку для потомков оставил издатель сборника нот - Николай Христьянович Давингоф.
Елена Спасская, заместитель директора Курской государственной филармонии, музыковед:
- Эта личность, на мой взгляд, была очень интересная. Он был купец 2-й гильдии, он получил этот чин за то, что издавал именно нотный материал, его родной брат был композитором. Издательский его магазин находился в Санкт-Петербурге на Невском. Это было крупнейшее издательство.
Из репертуара Плевицкой Давингоф выпустил более сорока романсов, среди них и другие работы Неклюдова. На афише находим еще одну композицию автора под названием "На восток". Она, как выяснилось, тоже хранится в архивах Российской государственной библиотеки. Достать ее только предстоит, и семья Надежды Васильевны за это дело уже взялась. А "Песня моряка" ожила на большой сцене после долгого сна. Заслуженной артистке России Ирине Стародубцевой, которую мы попросили солировать, песня так понравилась, что она взяла ее в свой репертуар. Зритель 21-го века услышит Песню моряка на сцене Курской филармонии в новом году.
- Не страшен мне бури вой, я моряк душой!