Вот он – снимок приглашения на открытие Курского историко-археологического и кустарного музея. Оригинал - в архивах. Прежде, чем появился этот билет, прошло два года подготовки. Каждая деталь устройства будущего хранилища древностей обсуждалась комиссией. Засиживались порой до двух часов ночи. Расходились после: "Господа, пора и честь знать" – звучавшего, от губернатора. Николай Гордеев был инициатором музея, радел за его становление. Передавал экспонаты. Например, ларец-подголовник 18 века. Сейф – языком сегодняшним.
Игорь Плаксин, заместитель директора курского областного краеведческого музея:
Сбережения, или какие-то другие драгоценности во время путешествия люди клали его под голову. Потом что-то мягкое сверху. И попробуй укради, не разбудив хозяина.
Еще один экспонат, дарованный музею к открытию - пряничная доска "Свадебный боярский пир". Может не на весь мир, но точно на большое застолье, хватало хлебобулочных изделий таких размеров. Откуда была доставлена доска, данных не сохранилось. В отличие от предыдущей прописки каменной половецкой бабы. В Курск она прибыла из Екатеринославской губернии.
Игорь Плаксин, заместитель директора курского областного краеведческого музея:
«12 век. была подарена курским помещиком Кернером музею. Подобных изваяний было в степях много».
Только под Курском тогда стояло 6 изваяний. Зачем искать их в степях, когда каменную бабу в хранилище древностей поселили.
На открытие музея было приглашено около 200 человек. В основном это все, кто участвовал в создании экспозиции и жертвователи. Свою лепту, нужно сказать, куряне разных сословий и статуса вносили охотно. И суммы были разные. Например, помещик Терещенко внес 2 тысячи рублей, музыкальный деятель Обоза - 10 рублей. А некий житель Курска всего 50 копеек.
Каждая копейка шла на закупки экспонатов. По антикварным магазинам и другим музеям. В Эрмитаже приобрели портрет матери Петра I, Натальи Нарышкиной. Слегка отстранено смотрит она в глаза курянам уж 120 лет. "Покорнейше просим вас пожаловать...".