— Так, ты перегородил, а что здесь на пленке?
— Мне вообще здесь видно кадрики...
Перевод в цифровой формат — звучит просто, как происходит — сейчас узнаем. Сначала оператор вспоминает навыки киномеханика. Остальные соучастники — наблюдают и ностальгируют.
Евгений Донец, корреспондент:
«Вспоминаются времена детства, когда единственный ученик на всю школу знал, как правильно заряжать школьный проектор — дешевенький, простой. Его вызывали на все уроки в другие классы — помогал учителям. Уважаемый человек! — знал, как там проходить пленкой через эти шарики-ролики и прочие технические штучки.»
Этот проектор — сам по себе осколок эпохи. Совсем не школьная техника из страны, которой нет. Чехословацкий "Меоптон" — раритетная штука.
При разборе архива ГТРК-Курск обнаружились десятки тысяч метров пленки. И чтобы оценить содержимое потребуется минимум год. Пока — пройдемся по школе — фрагментарно и немножечко грустно.
Прорваться из круга к другу. Или к подруге. Была такая игра... Как она называлась? — эти дети и сами не вспомнят. Сейчас им всем за 50 далеко — съемка 78-го года.
Волновая машина Зворыкина - того самого - изобретателя телевидения. Такие прибамбасы отлично разнообразили наше урочное время. Какая серьезная девочка...
Кабинет с наушниками — лингофонный — как же! — такую роскошь, конечно, будут снимать.
А это, судя по надписи на коробке, уже 80-е. Причем самое начало — Леонид Ильич еще на своем месте. Уравновешивает в классном интерьере Владимира Ильича.
Балета в Курске нет. Но в области ракет мы впереди. Конечно, показали удачный запуск. А этот — демонстрируется впервые. Что не взлетело — в эфир не попало.
К вопросу о спортивной съемке и коэффициенте расхода пленки. В обычных условиях — один к двум. То есть, если больше половины снятых кадров не пригодятся — оператору порицание.
Юрий Творогов, оператор ГТРК "Курск":
— Это стандарт.
— Да. Для спортивных, для детей — 1/3.
— А почему?
— Ну, потому что сложно снимать детей, спорт.
С видами города работать проще. Они никуда не бегут. Строится Северозапад — масштабы нехилые, техника раритетная - экскаватор канатный, тип обратная лопата. КрАЗ-256-й — в общем-то карьерный самосвал, но при таких масштабах гражданского строительства — самое то.
Сейчас в "Миоптон" зарядим сразу две бобины. И завертятся аж четыре катушки. На одной паре — люди, стройки, машины... На другой — голоса из прошлого века.
— А сейчас...
— Заговорили.
— Вот синхрон пошел.
Звуковая пленка — как апельсины цвета беж. Никаких картинок и молчание, молчание...
— То есть сама пленка, как бы может оказаться вся пустая...
— Она пустая, но синхрон где-нибудь в середине - ну, там 10-20 секунд. Но пленка по метражу одинаковая с изображением.
Евгений Донец:
«Синхрон, если кто не знает, — это наш сленг. Когда человек что-то говорит, и его слышно. Соответственно артикуляция синхронизирована. А когда за кадром говорят, это не синхрон. Это озвучка - корр за кадром.»
Стоп! — ну, и кто из нас сейчас вспомнит, что у четырнадцатого дома на Семеновской уже во времена цветного ТВ был лишь один этаж? Восстановление и реставрацию провели в 87-8-м годах.
Вот это время — что за эмоции, побеги и погони, броски в спину авоськами! — идет охота на... зайцев. Идет охота. На безбилетников матерых и студентов, потративших стипендию.
А вот — они же — бегут по реке времени. Турслет. Эта река перетекает с пленки на жесткие диски самым коротким и качественным путем. Можно включить проектор, дать изображение на экран, стать немного в сторонке и переснять современной камерой. С искажением, потерей контраста, четкости - чего угодно. Но мы делаем иначе. Камера смотрит в камеру. Глаз в глаз. При правильной настройке фокусных расстояний начинает проистекать.
Евгений Донец:
«Вот он, собственно, тот самый процесс передачи видеоинформации из объектива в объектив. Только сейчас изображение — многие биты, многие байты — поступают именно в нашу камеру — репортажную, а не в ту, которая передает его в компьютер.»
Что это за чудо техники? Где крутилось это колесо обозрения? Какие микрорайоны соединит этот мост? Кто-то уже угадал. Для остальных — разгадаем загадки... в следующих выпусках.