Сегодня 110 лет со дня рождения курского композитора Георгия Свиридова

Сегодня 110 лет со дня рождения курского композитора Георгия Свиридова
Сегодня 110 лет со дня рождения Георгия Свиридова. Каким он был и какое послание зашифровал для потомков в своем творчестве? Смотрите специальный репортаж «По следам Свиридова: Путешествие к истокам русской души».

Деревня Чаплыгина. Одинокая просёлочная дорога. Под ногами хрустит накануне выпавший снег. Белое покрывало окутывает уснувшие поля. А над ними, будто дирижируя зимним оркестром, по приказу самой природы поднимается метель. Приветствует гостей на родине великого композитора. В 20-е годы прошлого века на этот луг вместе с деревенскими мальчишками прибегал Георгий Свиридов — тогда еще маленький Юра. Играли, пасли лошадей, наблюдали сенокос и слушали задушевные народные песни. Могли ли тогда предположить односельчане, что тот самый Юра Свиридов станет автором знаменитой русской «Тройки»? Конечно, нет.

— У нас сегодня музыкальный аккомпанемент — гуси, гоготание которых разносится из соседней деревеньки. На этом лугу всё свое время проводил и будущий великий композитор, да?

— И эти звуки он слышал в свои детские годы, и эти звуки остались с ним на всю жизнь!

Простота и величие... Русскую деревню, силу духа ее народа после Свиридов не раз воспоет в своих произведениях, но до этого пока далеко... Шагаем по заснеженной дороге, а вместе с тем делимся архивными кадрами 90-х годов. В деревне еще просматриваются избы, в которых жили родственники композитора, сегодня их не найти. Сюда четырехлетний Юра вместе с мамой Елизаветой Ивановной и сестрой Тамарой переезжают после смерти отца-почтово-телеграфного служащего. До того семья ютится в служебной квартире — на станции, на третьем этаже.

Елена Сергеева, директор мемориального музея композитора Г. В. Свиридова:

— В этом помещении мы видим три окошка. Каждое из них — площадь служебной квартиры. Если представить себе, что каждой семье выделялось по одному окошку, то в этом помещении находилось три квартиры служащих почтово-телеграфного ведомства. Всё же на этаже их было шесть?

— Всего на этаже их было шесть.

С 2005 года здесь работает музей, посвященный Георгию Свиридову. Один из самых ценных экспонатов — беккеровский рояль, возрастом 112 лет! Его в виде материальной помощи для семьи предложили маме будущего композитора. Можно было взять и корову, но Елизавета Ивановна в тот момент (теперь понятно — судьбоносный!) выбирает музыкальный инструмент, веря в большое музыкальное будущее сына.

Татьяна Ларина, корреспондент:

— Именно за этим роялем шестилетний Юра постигает азы музыки, экспериментирует, дает первые концерты. Площадка правда небольшая — бабушкин деревенский дом с земляным полом. В 24-м году семья Свиридовых переезжает в Курск. Рояль едет вместе с ними. Дети идут пешком, музыкальный инструмент везут на телеге. По словам друзей Георгия Васильевича, именно за этим роялем композитор напишет свои первые произведения.

Если бы не мама Георгия Васильевича, огромная страна могла бы никогда не услышать и легендарную сюиту «Время, вперед!» Произведение по-сути передаёт звучание, образ целой эпохи: индустриализация, героические трудовые подвиги...

Интересно, что сам Георгий Васильевич эту сюиту не считал чем-то выдающимся! Написал её за час — спешил на рыбалку. Куда больше его привлекала работа над вокально-хоровыми сочинениями, в которых гений мог раскрыть красоту русской музыкальной культуры. Став знаменитым, композитор никогда не забывал малую родину. Он приезжал гостить в родные края, с теплом принимал земляков в столице.

На архивных кадрах нашей телекомпании — далекий 1995 год. Курская делегация прибывает в Подмосковье, на дачу к Свиридову и его супруге Эльзе Густавовне. С композитором беседует корреспондент Лариса Тишко, оператор — Геннадий Чуйков — за кадром.

Это Свиридов. Это Чуйков. Только в тот день убелен сединами был Георгий Васильевич, а Геннадий Иванович был... гораздо моложе.

За разговорами по душам пролетают часы. Затем обмен сувенирами, прогулка. От простых тем переходят к сложным и, возможно, вечным. Отрывок из интервью...

— Главное - чтобы русский человек перестал обезъянничать. Это главная наша беда — жить чужим примером, как у соседей или за морем. Чепуха это всё. Надо жить своей жизнью, своей традицией, продолжать накопленными веками опыт, отбрасывая дурное и усваивая хорошее, продолжая хорошее.

Обращаем внимание на детали: медленно, не спеша, по осеннему лесу Георгий Васильевич шагает в валенках.

Елена Сергеева директор мемориального музея композитора Г. В. Свиридова:

— Мы можем предположить, что он, как и другие ребята, в этих валенках по скрипучему снегу, утопая в нем по самое колено, пробегал по улицам, бегал, шалил и играл. Вполне вероятно, что именно от этих впечатлений сформировалась у Георгия Васильевича любовь к ним.

Он был великим и в то же время настолько земным, простым человеком. Его скромность многим казалась поразительной! К любому делу Свиридов подходил с особой серьезностью: будь то поход в магазин, мытье посуды, что уж говорить о музыке. Одну лишь возможность прикоснуться к ней композитор считал великим чудом.

Алексей Вульфов музыковед, член Союза композиторов России:

— Я не знаю, как это... в воздухе витали эти флюиды и вдруг обратились в вальс Шопена. «Как это созидается — горворит, — великое это таинство?»

О Георгии Васильевиче вспоминает его друг Алексей Вульфов. Композитор был глубоко верующим человеком. Цикл «Песнопения и молитвы» — стал последним в его карьере, над ним работал вплоть до своей смерти. Эти произведения стали, по сути, духовным музыкальным завещанием Свиридова человечеству...

С помощью музыки он говорил о братстве и верности, красоте и милосердии, самопожертвовании и страдании, совести и... любви.

Подпишитесь на Телеграм-канал Вести Курск!
Подпишитесь на канал Вести Курск в Дзен!
Подпишитесь на Вести Курск в Новостях!
Подпишитесь на Вести Курск в Google Новостях!