Суджа. Так она выглядит сегодня. Разгромленная и разграбленная украинскими боевиками. Город находился в оккупации более двухсот дней. ВСУ сделали его своим главным стратегическим и логистическим пунктом.
— Находимся на территории частного домовладения в городе Суджа. Имеются следы бывшего присутствия здесь военнослужащих воинских формирований Украины.
Дома местных жителей использовали как укрепы или огневые точки. Специалисты фиксируют каждую деталь. Любая, казалось бы, мелочь — важна для следствия.
Елизавета Букреева, корреспондент:
— Обстановка внутри дома, где базировались неонацисты, оставляет желать лучшего. Все перерыто — вещи выброшены на пол, видимо, искали что-то ценное. Здесь, скорее всего, был склад боеприпасов. Потому что вот таких ящиков, от иностранных снарядов, здесь куча расставлена.
Тех, кто не успел эвакуироваться, боевики использовали как живой щит. Знали — наши по гражданским бить не будут. Поэтому атаковали сами. В феврале ВСУ решились на масштабную провокацию — целенаправленно нанесли ракетный удар по зданию с беззащитными людьми.
Елизавета Букреева, корреспондент:
— Вот тот самый интернат, куда вооруженные силы Украины централизовано свозили мирных жителей из Суджи и сел, которые здесь расположены неподалеку.
От глаз наших разведчиков боевики пытались скрыться в гражданских автомобилях. Забирали их у местных. В ход пошел даже школьный автобус. Надпись «Дети» перекрыли краской — на украинском добавили: «войсковая комендатура».
— Вот, ещё «Искусство, наука спорт». Благотворительный фонд видимо тоже выдал транспортное средство, но, со 100% вероятностью, можно сказать, что его тоже использовали в своих целях.
Криминалистами Главного военного следственного управления СК России уже зафиксирован ущерб в свыше 18 миллиардов рублей. Оценка продолжается. Вместе с тем, растет и количество уголовных дел о зверствах украинской армии. Все виновные и причастные, понесут наказание.
Александр Глухарев, сотрудник военных следственных органов СК России:
— Военнослужащие воинских формирований Украины, которые находятся в плену, получают наказание в виде лишения свободы от 15 до 26 лет.
Это подвальное помещение. В каждой комнате — кровати. Мест не хватало. Об этом говорят продуктовые полки с подушками и простынями. Люди выживали как могли. А затем, их как заложников — вывезли в Сумы. Судьба многих по-прежнему неизвестна. Чья-то жизнь — оборвалась прямо здесь.
Александр Глухарев, сотрудник военных следственных органов СК России:
— Тут огромные завалы и для того, там есть тела мирных жителей, безусловно, об этом известно. Для того, чтобы их оттуда вытащить, необходимо привлечь технику, для этого, чтобы разобрать завалы, но пока это не безопасно.
В курском приграничье специалистами уже найдено свыше трехсот тел мирных жителей. Работа не прекращается. Сколько жизней унесла украинская оккупация — ещё предстоит установить. Но одно известно точно — суда украинским преступникам не избежать.